История села
Историческая справка
Исмакаево (башк. Исмаҡай) — село в Белорецком районе Башкортостана, относится к Верхнеавзянскому сельсовету. До 17 декабря 2004 года являлось центром упраздненного Исмакаевского сельсовета. Население на 1 января 2009 года составляло 334 человек. Почтовый индекс — 453526, код ОКАТО — 80211815002.
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — башкиры (98%)[2].
По переписи 2021 года численность населения 306 человек.
Географическое положение
Расстояние до:
- районного центра (Белорецк): 121 км
- центра сельсовета (Верхний Авзян): 25 км
- ближайшей ж/д станции (Улу-Елга): 50 км
Село Исмакай, согласно данным ЦГИА города Уфы и ГИА города Оренбурга впервые официально упоминается в документах относящихся к началу 18 века(1723г).
В ходе исторического развития центр села переселена три раза:
— Первое месторасположение северо-восточная окраина в современных границах покинута предположительно из-за наводнения.
— Второе – 2,5 км северо-восточнее, на слиянии рек Бзяк и Авзян, на правом берегу реки Бзяк и на левом берегу реки Авзян. Согласно преданию разорен в ходе боевых действий. Количество населения — 350 человек постоянного проживания. Род занятий: животноводство, пчеловодство.
Названия учреждений: Исмакаевская администрация муниципального образования Исмакаевский сельский Совет и его исполком возник в соответствии с решением Президиума ЦИК БААССР 31 января 1935 года в составе деревень Исмакаево, Кагарманово, Бзяк –Ахмерово на базе волостных структур Тамъян-Катайской волости. До революции село Исмакай относился к Тангаурской волости, являясь единственным населенным пунктом, представляющим анклав на территории Тамъян-Катайской волости: причина принадлежности с Исмакай к этнической группе башкир тунгаурцев. В ходе реорганизаций д. Кагарманово включен состав Узянской администрации, а д. Бзяк-Ахмерово с постоянно проживающими( 33 чел.) до 2004 года был составе МО Исмакаевский сельский совет. Деревня Бзяк-Ахмерово основана башкирами «Катайцами» после основания Белорецкого завода, которая являлась основным рабочим местом.
С 1935 по 7 октября 1977 года – Исполнительный комитет Исмакаевского сельского Совета трудящихся.
Наш предок Исмакай, который долго шел со своими сородичами из Абзелиловского района, облюбовал место для будущей деревни в долине Большого Авзяна, расположенную между хребтами Юрматау и Бишитак(Большой Шатак).
Неповторимая красивая картина открывается с горы Бишитак: Уходящая вдаль, на север, межгорная зеленая долина выткана серебряными узорами Большого Авзяна и его притоков, темно-зелеными гирляндами уремы; склоны хребтов одеты сосновыми и березовыми лесами, в туманной дымке синеют вершины, выше всех в сером каменном шлеме величественный Баштау(1270 метров), по местному Маяк, (Акмасим), — вершина Бишитака ( Большого Шатака).
Долина Большого Авзяна и его притоки Кургашля, Большой ключ, Багряшка была богата золотом. В этих местах и по настоящее время сохранились шахты золотоискателей и старателей. На протяжении двух веков (до 1950) в Авзянской долине добывали золото «старательским» способом: из шахт колодцев и штолен с помощью ворота и бадьи поднимали золотоносную породу и промывали водой горных ручьев на «вашгертах» или «шлюзах». Иногда попадались довольно крупные самородки(200-500 граммов).
Здесь также открыты залежи магнезита и барита. Месторождение магнезита имеет промышленное значение.
В преданиях родоначальником рода является прадед Исмакая Котлоказали. Получается, родословная велась до того, как в этих местах появились тунгауры.
В копии рукописи, которое написано чернилами Исмакай написан авторучкой. Если Исмакай из рода тунгауров прибыл в эти места 1724 году, то кто вел генеалогию?
Не далеко от деревни есть поляна «Улектэр бар» (Мертвецы есть). Легенда о поляне относиться к временам монголо-татарской войны: «Когда проходили полчища монголо-татаров, умер один из предводителей войска святой предсказатель.
После похорон войско долго не уходило и топталось вокруг могилы до образования чернозема. Если тунгауры прибыли в 17 веке, то легенду сохранили катайцы? Место расположения деревни удобное и в то, что до прибытия тамьян-тунгауров пустовало невозможно.
“История моего сельского населенного пункта Исмакай”
Деревня Исмакай хотя зарегистрировалась, ещё долго носила названия зимовок: «Урге ос», «Кызыр», «Тобек», «Аръяк». Нынешнего центра вообще не было. Дальние зимовки «Туган», «Дремень» и зимовка «Безяк» переселились самими последними. Село, говорят уничтожалось и переселялось неоднократно по различным причинам: первый раз по причине наводнения, снесшего полностью село, перенесено на 2,5 км выше к реке «Безяк», подожжён и сгорел во время народных выступлений и вооруженных восстаний.
В1919 году из-за обороны золотых приисков от Красной Армии был блокирован и осуждено к сожжению, но откуплено строевыми лошадьми. Последний раз было вынесено «Историческое решение Совета депутатов Белорецкого района Башкирской АССР о включении в список бесперспективных деревень и поселения д.Исмакаево в поселок Верхний-Авзян. Уничтожены промышленные объекты, не разрешалось вести строительство в течении 20 лет. Деревня Кагарманово основана родовым беем башкир тамъянцев Шагали-Шакманом.
Деревня Бзяк-Ахмерово основана башкирами «Катайцами» после основания Белорецкого завода, которая являлась основным рабочим местом.
Исмака́ево (башк. Исмаҡай) — село в Белорецком районе Башкортостана, относится к Верхнеавзянскому сельсовету. Село Исмакаево состоит из 9 улиц и больше 147 домов. Село занимает 128570 место среди сел по Республики Башкортостан по количеству домов. До 17 декабря 2004 года являлось центром упраздненного Исмакаевского сельсовета. Расположено на берегу реки Большой Авзян, в 121 км к Югу-Западу от райцентра и 50 км от железнодорожной станции Улу-Елга. Население: в 1900 — 672 чел.; 1920 — 948; 1939 — 624; 1959 — 509; 1989 — 280; 2002 — 322 человека. Население на 1 января 2009 года составляло 334 человек. Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — башкиры (98%). Население до 1990 годов было занято в Авзянском леспромхозе, а последние время каждый занят своим хозяйством, лесом, пчеловодством Есть основная школа, фельдшерско-акушерский пункт(в настоящее время не работает), клуб, библиотека.
Основано, предположительно, в середине 18 века башкирами Тангаурcкой волости Ногайской дороги на собственных землях. В 1795 в 57 дворах проживало 265 человек. В 1834 здесь поселилось несколько семей из д. Аскарово Верхнеуральского уезда (ныне Абзелиловский р-н). В 1866 в 75 дворах учтено 410 человек. Занимались скотоводством. Была мечеть. В 19 веке строится мечеть, примерно в 1885 году, это связывает с приездом муллы Габита. Мечеть закрыли в 1931 году.
Село Исмакай, согласно данным ЦГИА города Уфы и ГИА города Оренбурга впервые официально упоминается в документах относящихся к началу 18 века(1723 г). В ходе исторического развития центр села переселена три раза: — первое месторасположение северо-восточная окраина в современных границах покинута предположительно из-за наводнения. — второе – 2,5 км северо-восточнее, на слиянии рек Бзяк и Авзян, на правом берегу реки Бзяк и на левом берегу реки Авзян. Согласно преданию разорен в ходе боевых действий.
Род занятий: животноводство, пчеловодство. Названия учреждений: Исмакаевская администрация муниципального образования Исмакаевский сельский Совет и его исполком возник в соответствии с решением Президиума ЦИК БАССР 31 января 1935 года в составе деревень Исмакаево, Кагарманово, Бзяк –Ахмерово. С 1935 по 7 октября 1977 года – Исполнительный комитет Исмакаевского сельского Совета трудящихся.
Село Исмакай единственное село в Белорецком районе относящееся к роду тунгауров.
По преданию, свое происхождение селяне связывают с тангаурами, которые переселились из Абзилиловского района под предводительством первопоселенца Исмакая. Наш предок Исмакай, который долго шел со своими сородичами облюбовал место для будущей деревни в долине Большого Авзяна, расположенную между хребтами Юрматау и Бишитак(Большой Шатак). По одной версии деревне около 300 лет, по другой — первые жители здесь появились аж в XIII веке. Поэтому 1724 год нельзя назвать годом обоснования села, это год официальной регистрации одной из зимовок, которые существовали ранее. По шежере получается, что Исмакаево существовало до переселения тангауров. Место расположения деревни удобное и поверить, что до 1724 года деревня пустовала невозможно.
Последний составитель родословной Киньябаев Муталлап слева на углу дает пояснения: «Эту историю рода на бересту написала в 1261 году Айсылу Матур, построившая первый дом. В 1330—1420 годах переписал на бересте Курманай. В 1853 Нажривэн переписал на бумагу, в 1890 году переписал его сын Харрас. В 1901 году вел записи Гилман Уелданов, а 1927 году на арабском переписал Киньябаев Муталлап. В 1965, 1972 годах снова переписал».
К сожалению Киньябаева М. давно нет в живых, но родословная переписанная для Фаткуллина Зиннура, сохранился у сына Талгата, который по просьбе библиотекаря дал переписать. Расшифровав паутину записей, удалось составить схему родословной и получилось больше 20 фамилий вышедших с одного корня. Вот они: Мухамедьянов, Аллаяров, Гирфанов, Мухаметов, Мустакимов, Мурсалимов, Сабитов, Идрисов, Ганеев, Асылгужин, Кужаков, Сайфетдинов, Гарифуллин, Киньябаев, Уелданов, Сагадатов, Халитов, Фаизов, Яхин, Шайзадин, Фаткуллин. Эта родословная требует глубокого изучения историками.
В преданиях родоначальником рода Исмакая является Котлоказали. Получается, родословная велась до того, как в этих местах появились тунгауры.( В копии рукописи, которое написано чернилами Исмакай написан авторучкой). Если Исмакай из рода тунгауров прибыл в эти места 1724 году, то кто вел генеалогию?
Не далеко от деревни есть поляна «Улектэр бар» (Мертвецы есть). Легенда о поляне относиться к временам монголо-татарской войны: «Когда проходили полчища монголо-татаров, умер один из предводителей войска святой предсказатель. После похорон войско долго не уходило и топталось вокруг могилы до образования чернозема. Если тунгауры прибыли в 17 веке, то легенду сохранили катайцы? Место расположения деревни удобное и в то, что до прибытия тамьян-тунгауров пустовало невозможно. Деревня Исмакай хотя зарегистрировалась, ещё долго носила названия зимовок: «Урге ос», «Кызыр», «Тобек», «Аръяк». Нынешнего центра вообще не было. Дальние зимовки «Туган», «Дремень» и зимовка «Безяк» переселились самими последними. Село, говорят уничтожалось и переселялось неоднократно по различным причинам: первый раз по причине наводнения, снесшего полностью село, перенесено на 2,5 км выше к реке «Безяк», подожжён и сгорел во время народных выступлений и вооруженных восстаний. В 1919 году из-за обороны золотых приисков от Красной Армии был блокирован и осуждено к сожжению, но откуплено строевыми лошадьми. Исмакаевский сельский Совет образован в 1936 году на базе волостных структур Тамьян-Катайской волости. Наше село по решению Совета депутатов Белорецкого района был включен в список бесперспективных деревень. В целях вынужденного переселения уничтожены промышленные объекты, не разрешалось вести строительство.
На основании п.128 Закона РБ № 125-3 от 17.12.2004 года «Об изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республики Башкортостан» объединили Верхнеавзянский поссовет Исмакаевский сельсовет Белорецкого района с сохранением наименования Верхнеавзянский поссовет с административным центром в рабочем поселке Верхний Авзян.
История продажи земли для завода
За бесценок И.Б.Твердышев и И.С Мясников приобрели огромную территорию, на которых в достатке было сенокосных угодий, леса для строительства, в реках — полно рыбы, а в недрах железной руды и золота. Легенда, связанная с продажей земли сохранилась до наших дней. В середине 17 века к старшинам деревни Исмакаево(их было 11) обратились симбирские купцы И.Б.Твердышев и И.С Мясников с просьбой продать им землю под строительство чугуноплавильного завода и сразу договирились о цене и об отмере земли. Хитрые купцы предложили вырезать из бычьей шкуры ремешок. Протянутая с востока на запад и с юга на север мера покажет, сколько нужно земли для завода. После недолгого совета старшины согласились. Ведь они решили, что каким бы тонким не был ремешок, он не может быть длиннее трех пяти верст. Купили самого крупного вола в Исмакаево, сняли шкуру и выделили, разрезали в очень тонкую нить. Забив колышек привязали к нему нить и разматывая клубок пошли на запад. Через 20 верст нить закончилась, вбили второй колышек, смотанную нить опять привязали и пришли в устье речки Терги. Таким же образом стали прокладывать меру верх по реки Большой Авзян в сторону Исмакаево. Когда стали приближаться к аулу, на околицу высапало все население деревни. Старшины забеспокоились, как бы не попала в состав продаваемых земель их деревня. Когда нитка закончилась на полуверсте от села, все облегченно вздохнули. Места, где прошла бычья мера назвали гранями. Вот с тех давних пор судьба моего села тесно связана с судьбой Верхне Авзянского поселка. Сегодняшний рабочий поселок Верхний Авзян своим появлением обязан заводу. Железоделательный Верхний Авзяно-Петровский завод был построен в компании с купцом К. Матвеевым по указу Берг-коллегии от 16 ноября 1753 г. На берегу реки Авзян. Землю арендовал граф Петр Шувалов у башкир Тамьянской и Тангаурской волостей. В действие завод пущен в 1755 г.
Нижний Авзяно-Петровский завод возник в 1756 г. как подсобный (молотовый) Верхнему. Работные люди обосновали село — сегодня оно называется Нижний Авзян.
Оба завода через два года перешли в руки К. Матвеева, в 1760 г. от него — к Е. Н. Демидову.
Рудники располагались недалеко от заводов.
Легенда о прохождении войска Е.Пугачева.
Есть легенда, что по территории села Исмакаева со своим войском проходил Емельян Пугачев.
200 лет тому назад рабочие авзянских заводов были активными участниками крестьянской войны(1773-1775 годов). Емельян Пугачев перед восстанием побывал на заводах под видом заезжего купца, а осенью 17 октября 1773 года Пугачёв отправляет на демидовские Авзяно-Петровские заводы Хлопушу. Его «полковник» Соколов-Хлопуша прибыл в Авзян с манифестом Пугачева. Он быстро организовал отливку пушек и чеканку денег, собрал пушки, провиант, деньги, сформировал отряд из рабочих и бурлаков, работавших на постройке и сплаве барок, а также закованных в кандалы приказчиков, и в начале ноября во главе отряда вернулся в Бердскую слободу и доставил все это Пугачеву под Оренбург.
Весной 1774 года, после поражения под Оренбургом, Пугачев с отрядом пришел в Верхний Авзян, где его ждал повстанческий отряд из заводских крестьян, вооруженный заводскими пушками. Пугачев испытал эти пушки. Вели стрельбу по цели, установленной на скалистом утёсе Каменной горы. Проверяя результаты стрельбы поднимался на скалу, которую авзянцы назвали «Утесом Пугачева». Около него проходил тракт. Подниматься на вершину скалы можно по восточному пологому склону Каменной горы тропой от больницы или с окраины поселка через сосновый бор. С вершины утеса открывается чудесный вид на Верхний Авзян и его окрестности.
Есть «Камень Пугачева и Салавата» возле деревни Исмакаево Белорецкого района. По дороге из Авзяна в Тукан, есть гора, а на ней камень, обросший мхом. На этом камне видны отпечатки копыт лошади и жеребенка. По рассказам стариком, на камне стояли когда-то вместе Емельян Пугачев и Салават Юлаев верхом и высматривали дорогу своему войску. Также бытует легенда о том, что по вершине горы Бишитак проходил Салават Юлаев со своим отрядом, что есть пещера Салавата, где стояла деревянная кровать и была пушка. Пушку нашли школьники села Тукан и забрали. Так же ходят легенды о золоте Пугачева, то ли в трех мешках, то ли в форме трех поросят, которые утонули на болотах на вершине горы Бишитак(Шатак). Неповторимая красивая картина открывается с горы Бишитак: Уходящая вдаль, на север, межгорная зеленая долина выткана серебряными узорами Большого Авзяна и его притоков, темно-зелеными гирляндами уремы; склоны хребтов одеты сосновыми и березовыми лесами, в туманной дымке синеют вершины, выше всех в сером каменном шлеме величественный Баштау(1270 метров), по местному Маяк, (Акмасим), — вершина Бишитака ( Большого Шатака).
Достопричетательностью можно назвать лиственничные насаждения на горе БОЛЬШОЙ ШАТАК
Гора является одной из высоких на Южном Урале (1275 м). На ней имеются старовозрастные насаждения лиственницы сибирской. Они растут почти на самой вершине горы. В связи с этим восхождение на гору Б. Шатак представляет большой интерес для наблюдения за сменой растительности в высокогорной части Южного Урала. До начала подъёма на гору в пойме реки Большой Авзян находится пояс заболоченных ольшаников с незначительной примесью берёзы. Следующий пояс при подъёме на гору – пояс смешанных сосново-берёзовых насаждений. Здесь встречаются подсочные сосны, возрастом более 100 лет. Затем начинается пояс молодого лиственничного леса, он небольшой, переходит в пояс парковой лиственницы, среди которой имеются 600-летние экземпляры. Основные насаждения имеют 200-летний возраст. На самой вершине горы расположен пояс скальной растительности. На скалах, сложенных протерозойскими порфиритами, много типичных скальных растений. На горе Большой Шатак на скальных обнажениях древесная растительность скудная, она представлена низкорослыми и суховершинными лиственницами и берёзами. Лиственничный парковый лес является местом токования глухарей.
Если в Башкирском заповеднике лиственница не образует чистых насаждений, то на горе Большой Шатак она встречается большими массивами, среди которых много старовозрастных экземпляров. Памятник природы является ботаническим, признан памятником в августе 1965 года. Участки с насаждениями выделены как генетический резерват деревьев лиственницы Сукачёва. Запрещена рубка деревьев.